[реклама вместо картинки]

В чём отличие опытного водителя от новичка?

Хотелось бы понять, почему возникают аварии на дорогах? Никто же специально не намерен их создавать. На дорогах абсолютное большинство опытных водителей. Как проявляется человеческий фактор в управлении?

Я работаю старшим инструктором по вождению в одной из автошкол города Иркутска. Старший, скорее, не по возрасту, а по должности. Провожу собеседования при приёме на работу с потенциальными инструкторами по вождению. Сложное это дело – выбрать подходящего специалиста. Конечно, инструктор должен быть, прежде всего, опытным водителем с большим стажем работы без аварий.

Дальше одни вопросы:

1. У опытного водителя могут отсутствовать навыки рефлексии собственного опыта. Ещё вопрос, чему проще научить: навыкам управления или выражать словами собственный опыт.

2. Управленческий опыт может быть слишком индивидуальным, зависеть от личностных характеристик и уникальных ситуаций, в которых он сложился у инструктора. Даже превосходная рефлексия окажется здесь бесполезной.

И самое главное
3. И у новичка без малейшего опыта уже существует в голове своё представление, как управлять автомобилем. Мы не знаем, как появился его первичный опыт: собственные наблюдения, где-то прочитал или кто-то сказал. Может быть, в генах сохранился опыт управления оленями. В этих собственных представлениях взрослого человека-ученика опыт инструктора может «буксовать».

Недавно проводил опрос инструкторов из разных автошкол: в чём отличие опытного водителя от новичка? Ответы не отличаются большим разнообразием, но всё же приведём несколько:

• «Опытный водитель расслаблен и уверен в себе. Новичок нервничает и всегда чего-то ждет, опасается, старается предусмотреть всё».
• «Водитель со стажем не суетится, спокойно и адекватно оценивает свои возможности».
• «Движения все отработаны, можно думать о чем-то другом во время движения. Поэтому водителя со стажем видно сразу, он не мечется, техника отработана».
• «Новичок всегда напряжен и сосредоточен на том, чтобы все сделать по правилам».
На мой взгляд, самое интересное мнение, объединяющее предыдущие:
«Водитель со стажем управляет автомобилем «на автопилоте». Опытный водитель не обращает внимания на мелочи; важно, чтобы в целом было комфортно и безопасно».

Никто из инструкторов по вождению не сказал, что опытного водителя отличает более глубокое знание правил дорожного движения. В правилах дорожного движения нет разделения на мелочи и комфортное управление. Получается, это и на самом деле не самое важное, что позволяет понять причину аварий на дороге среди опытных водителей. Значимость информации о ситуации на дороге определяется не объективными причинами, а устройством руководящего «автопилота» у водителей.

Если объяснять причину аварий «человеческим фактором», то, кроме самого водителя, нужно представлять за рулём автомобиля достаточно многочисленную команду его инструкторов, создавших «автопилот». Многих из инструкторов уже нет в реальном мире по старости, но их голос звучит внутри водителя. У новичка ещё есть шанс стать опытным водителем, но водитель со стажем лишён даже малейшего шанса получить роль новичка.

Учёными проведён ряд экспериментов, доказывающих принципиальную неспособность людей правильно оценивать впечатление, производимое ими на окружающих. Каждый человек, обладая своим собственным уникальным опытом, невольно вкладывает в других эту «закрытую» информацию, когда пытается взглянуть на себя чужими глазами.

Проецирование управления автомашиной в условиях интенсивного движения через призму современных экспериментов позволяет сделать вывод: в попытке оценить ситуацию на дороге опытные водители совершают систематическую ошибку. Чем более уникальной является практика управления автомашиной у водителя, тем выше величина ошибки.

Изменяются дороги, плотность движения, мощности автомобилей, но устройство «автопилота» в основном остаётся таким, каким оно было создано на первых пяти десятках тысяч километров. Мы замечаем, как быстро в последнее время обновляются технологии, и тем актуальнее проблема обновления руководящего «автопилота».

В загадочной области изменения «автопилота» выделим только один из способов – необходиьость присутствия внешнего наблюдателя. Прислушайтесь к мнению попутчика о ваших навыках вождения, не стесняйтесь и сами высказывать своё мнение, оказавшись пассажиром. Конечно, когда это будет уместным.

Уникальный опыт или стандарты?
Искусство. Следовать стандартам, обладая опытом.