Полцарства за iPhone

Модный, стильный, продвинутый - это все о нем, об iPhone. Всенародная любовь к телефону Apple (заслуженная или нет - вопрос не самый важный) не знает ни границ, ни законов. В России, по оценкам Mobile Research Group, насчитывается до 600 000 владельцев iPhone. Одно из этих устройств было даже замечено в руках президента Дмитрия Медведева. И это при том, что дата начала официальных продаж iPhone в России пока даже не назначена. Известно лишь одно: скоро.

В конце августа "ВымпелКом" официально подтвердил информацию о заключении соглашения с корпорацией Стива Джобса. Продажи iPhone 3G - самой новой версии культового мобильника, поддерживающей сети третьего поколения и навигационный сервис GPS, начнутся в нашей стране до конца этого года. Правда, как рассказал источник в сотовой компании, ранее объявленная дата - 26 сентября - вряд ли реальна. Apple обставила сделку слишком большим количеством условий.

Секрет Полишинеля

Сегодня смартфон (предыдущие его версии) продается в 44 странах, включая такие экзотические уголки мира, как Гватемала, Эквадор и Гондурас. В списке из 28 государств, где вскоре откроются продажи iPhone 3G, который можно найти на сайте Apple, Россия пока отсутствует. В официально озвученных планах компании - большая африканская экспансия. Революционные преимущества "яблочного" телефона вот-вот станут доступны гражданам Ботсваны, Центральной Африканской республики, Экваториальной Гвинеи, Кении, Нигера и Кот-д"Ивуара. На этом фоне наша страна выглядит незаслуженно забытой.

Но это, скорее всего, просто ляп службы по связям с общественностью Apple. Удивляться не приходится. Переговоры с российскими операторами были столь долгими и изнурительными, что не посвященным в детали пиарщикам немудрено было запутаться. По данным источников , условия партнерского соглашения с Apple вынудили "ВымпелКом" и "МегаФон" гарантировать реализацию 3 млн iPhone 3G в течение двух лет. А МТС обязалась продать за три года примерно 1 млн "яблофонов".

Некоторые российские дилеры Apple не утаили кота в мешке и опубликовали на своих сайтах информацию о подготовленном для продаж на территории нашей страны iPhone, не дожидаясь официального анонса из-за океана. К примеру, описания всех трех моделей iPhone 3G появились на страницах интернет-магазина Maczone задолго даже до пресс-релиза "ВымпелКома".

Вопрос, однако, в том, не слишком ли дорогой ценой достался вожделенный аппарат нашим операторам. Может ли Apple всерьез рассчитывать, что 4 млн россиян станут пользователями iPhone 3G уже через три года после его рыночной премьеры? Нелишне вспомнить, что общие мировые продажи первой модификации этого смартфона с трудом достигли 6 млн за целый год ее присутствия на рынке.

Отечественный рынок сотовых телефонов уже который год стагнирует, удерживаясь на отметке 30-33 млн трубок в год. Дилеры Apple, таким образом, претендуют на рыночную долю 5-6%. А ведь продаваемый ими продукт будет очень и очень недешев. По данным "Евросети", текущая средняя цена сотовых трубок в розничной продаже составляет $210. Точные цены на iPhone 3G в России пока держатся в секрете, но их порядок можно оценить, например, по рынку Индии.

В этой стране младшая модель iPhone с объемом памяти 8 Гб продается примерно за $700, а за старшую, с памятью на 16 Гб, просят порядка $830. "Яблофоны" продают два индийских оператора, причем только вместе с контрактом на обслуживание. Ежемесячный тарифный план на передачу данных у одного из них (Airtel) предусматривает 500 Мб бесплатного трафика, тогда как второй (Vodafone India) предлагает два тарифа - с 250 Мб и 600 Мб. Ежемесячная абонентская плата за iPhone 3G у Vodafone India составляет соответственно $18 и $22.

Россиян, впрочем, такими ценами не испугаешь. В отличие от Индии, где iPhone недосягаем для большинства покупателей, у нас смартфоны за $700-900 довольно популярны. Примерно столько, например, стоит многофункциональное устройство от HTC, продажи которого в одной только Москве достигают нескольких тысяч штук в месяц.

По неофициальным данным, цена нового iPhone 3G при покупке его без контракта у одного из операторов "большой тройки" может составить около $1000. А с контрактом телефон можно будет купить в рассрочку всего за $200. Это более чем приемлемо. Год назад "серый" iPhone стоил на Савеловском рынке 46 000 руб. После известия о скором начале официальных продаж цены упали. Сейчас новенький (но такой же "серый") iPhone 3G можно купить в Рунете за 27 000 руб.

Сладкий плод

Официальных комментариев о сделке с Apple ни МТС, ни "МегаФон" не дают. "ВымпелКом" также отказывается сообщать какие-либо подробности сверх тех, что были опубликованы в пресс-релизе. Однако неофициально источники во всех трех компаниях подтвердили, что рамочные соглашения уже подписаны и осталось лишь обговорить вопрос о разделении доходов, которые будут приносить российские пользователи iPhone 3G.

За последний год представители "тройки" много говорили о своей заинтересованности в выводе iPhone на российский рынок. Задержки с началом продаж они связывали с позицией Apple, которой якобы трудно привыкнуть к специфике нашего рынка, в частности к тому, что российские операторы самостоятельно практически не продают телефоны и, более того, не продают их вместе с контрактом. Возможно, теперь операторам и Apple будет несколько проще договариваться, ведь "ВымпелКом" и МТС уже приобрели нужный опыт продаж устройств вместе с сопутствующим сервисом от партнерской компании - речь идет о BlackBerry. Хотя, очевидно, масштабы потенциальных продаж BlackBerry и iPhone несопоставимы: "ежевика" (именно так переводится с английского BlackBerry) при всех своих преимуществах работы с почтой всего лишь нишевой продукт в отличие от массового "яблофона".

Но опыт все равно пригодится. При переходе на новую модель iPhone 3G Apple изменила схему взаимодействия с операторами мобильных услуг. В 2007 г., запуская первый iPhone в США, компания договорилась с сотовыми игроками о ежемесячных отчислениях части выручки, заработанной ими на абонентах, купивших смартфон. К примеру, оператор AT&T должен был, по подсчетам аналитиков, выплачивать Apple за каждый iPhone, работающий в его сети, $12-18 в месяц. За счет таких отчислений Apple заработала больше, чем собственно от продаж телефонов.

С новыми телефонами Apple решила отказаться от этой схемы. Операторов обязали субсидировать телефоны, проданные вместе с контрактом (сами они будут покупать их за $399), но при этом они будут избавлены от фиксированных ежемесячных выплат. С Apple им придется делиться только доходами от услуг мобильного доступа в Интернет.

А доходы будут немалые. По данным comScore, 80% владельцев iPhone постоянно используют его для выхода в Сеть, поиска информации, чтения новостей и т. д. Среди владельцев прочих смартфонов это делает лишь 32% пользователей. К примеру, в Великобритании после запуска Apple iPhone его покупатели стали проводить в 13 раз (!) больше времени на сайтах социальных сетей. Удобство iPhone 3G для интернет-серфинга сейчас особенно актуально для российских операторов. По оценке Nielsen, в I квартале этого года 11% российских абонентов хотя бы раз в месяц использовали мобильный телефон для выхода в Интернет. Дальше будет больше. Вся "большая тройка" готовится к массовому запуску сетей третьего поколения. По данным МТС, российские сотовые операторы в 2007 г. заработали на передаче данных около $400 млн, что по сравнению с голосовыми услугами ($17,6 млрд) совсем немного. Но операторы оптимистичны: по их прогнозам, в 2012 г. российские абоненты потратят на мобильный доступ в Интернет почти $5 млрд, а наговорят на $35 млрд.

Нельзя забывать и еще об одной дополнительной статье доходов для Apple и ее партнеров. iPhone 3G в отличие от своего предтечи открыт для любых программных приложений - как от авторизованных производителей, так и от частных лиц.

Торговлей и установкой программ для iPhone занимается онлайновый магазин App Store. Доля Apple от каждой реализованной программы составляет 30%, остальное получает автор продукта, самостоятельно устанавливающий на него цену. За месяц работы App Store, согласно статистике Apple, пользователи загрузили около 60 млн приложений на сумму около $30 млн. Одним из наиболее популярных приложений App Store оказался ремейк известной игры от компании Sega под названием Super Monkey Ball. При стоимости $9,99 ее скачали примерно 6000 пользователей. А никому не известная компания Tap Tap Tap в июле успешно продала более 24 000 копий GPS-гида для карт Google, использующихся для навигации в iPhone 3G. Всего за 24 дня доходы этой маленькой фирмочки составили $50 600 - и все исключительно благодаря продаже незамысловатого приложения стоимостью $2,99.

В июле 2008 г. товары этого онлайнмагазина стали доступны российским владельцам iPod Touch. Одновременно была открыта возможность оплаты покупок через iTunes с помощью кредитных карт, выпущенных российскими банками. К сожалению, победа оказалась неокончательной: музыкальная часть iTunes для россиян по-прежнему закрыта. А вместе с ней остается закрытой и значительная доля функционала iPhone и iPod. По мнению опрошенных специалистов медийного рынка, открытия музыкального сегмента iTunes в России в ближайшие два года ожидать не приходится. Слишком велико недоверие звукозаписывающих гигантов к нашей стране, славящейся разгулом пиратов. Впрочем, есть надежда, что, если продажи iPhone 3G в России пойдут хорошо, Apple сможет изменить отношение студий. В конце концов, iTunes остается крупнейшим музыкальным ритейлером в мире, чья база из 50 млн покупателей и коллекция из 8 млн композиций превосходит даже ресурсы монструозной Wal-Mart. Ради 4 млн подписчиков из России iTunes пойдет на многое.

Источник: SmartMoney