[реклама вместо картинки]
Заменяет ли Интернет живое общение? Часть 3
Пожалуй, один из самых злостных поглотителей языкового общения – это компьютерные игры, большинство которых действует магнетически, засасывая внутрь своей вязкой субстанцией несчастных инфантильных особей, неспособных освободиться от клейкой жижи. К чему язык, если пальцы уверенно сжимают гашетку и бешено вращают ее во всех направлениях? А как только одна игра начинает приедаться, на смену ей появляются три новых, лишь бы игрок оставался в сети. Впрочем, компьютерные игры в основном забава для ювенильных тел, взрослые дяди и тети играют в другие игры. Они делают бизнес. Правда, тоже в сети и молча.
И все бы ничего, да вот вместо имен - ники, эмоции иконизированы путем замены слов подходящими смайликами плюс к этому аутизм (уход в себя, замыкание), переход на сленг и укороченные фразы, потому что лень набирать их полностью, элементарная утрата навыков общения и определения реакции собеседника по внешним проявлениям. Добавьте сюда еще физическую немощность, атрофию мышц, искривление позвоночника, красные глаза и пальцы, сплющенные от постоянного долбления по клавиатуре. Все это называется одним словом: Интернет-зависимость, или Интернет-аддикция.
Давайте проведем небольшой тест и ответим на несколько простых вопросов:
1. Думаете ли вы об Интернете и онлайновых службах, когда не подключены к сети?
2. Нуждаетесь ли вы в увеличении времени, проводимом в Интернете, чтобы чувствовать себя комфортно?
3. Считаете ли вы, что не сможете обойтись без Интернета?
4. Чувствуете ли вы беспокойство и раздражительность при ограничении или прекращении использования компьютерных сетей?
5. Используете ли вы Интернет, чтобы справиться с такими чувствами, как бессилие, вина, тревожность или депрессия?
6. Прибегаете ли вы ко лжи, убеждая членов семьи и друзей, что проводите в онлайне меньше времени, чем в действительности?
7. Остаетесь ли вы в онлайне большее время, чем первоначально планировали?
8. Испытываете ли вы депрессию, плохое настроение и раздражительность, находясь вне Интернета?
9. Продолжаете ли вы выходить в сеть, даже когда это наносит урон вашему материальному положению?
10. Имеется ли риск потерять значимые для вас связи, работу, учебу или навредить карьере по причине НЕиспользования Интернета?
Если вы отвечали честно, как я, то минимум 1-2 положительных ответа у вас будет, а чем их больше, тем выше степень зависимости.
В ряде стран от Интернет-зависимости избавляются с маниакальным усердием, считая ее СПИДом 21 века и приравнивая к алкоголизму и наркомании. Например, в Финляндии юноши с зависимостью получают отсрочку от армии, в Китае применяют принудительное лечение, в основном физкультурными упражнениями. А в Амстердаме стоимость одного дня лечения больных с Интернет-аддикцией обходится 500 евро в день, а продолжительность лечения от 1 до нескольких месяцев.
Парадоксально, но чем больше появляется технических средств, тем выше темп жизни и тем меньше времени на общение.
Огромное количество операций за нас делают машины: стирают, моют посуду, гладят белье. Казалось бы, все сделано, чтобы люди оставшееся время могли потратить друг на друга. А оказывается, мы даже не знаем своих соседей по этажу, дай бог, регулярно с ними здороваемся. Ситуации из старых фильмов, когда соседи рассказывают друг про друга чуть ли не историю всей жизни, сейчас кажутся просто абсурдными.
С одной стороны, чем дальше от центра и ближе к периферии, тем менее заметно влияние урбанизации. Правда, согласно этой логике, максимум языковых коммуникаций должен приходиться на глухие деревни. Увы, на периферии начинают действовать дополнительные законы, по которым коммуникации зачастую сводятся к нулю. Есть в нижегородской глубинке замечательная деревня, Калифорния. Вернее, почти была, так как принято решение об ее сносе, ибо не осталось в этом нижегородском штате ни одной живой души, сбежали все в центр, не прельстило их общение с себе подобными. В официальном источнике причина ликвидации сформулировано так: «Упразднение населенного пункта связано с отсутствием населения, недвижимого имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц, а также перспектив восстановления».